Понедельник, 18.12.2017, 23:19Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Категории каталога

Форма входа

Приветствую Вас Гость!

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 78

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статейКаталог статей
Главная » Статьи » Статьи

Баутин А.А. Политика экспорта иранской исламской революции ч.3.

Политика экспорта иранской исламской революции, начиная с 80-х гг. XX в. претерпевала существенные изменения, которые касались как стратегических, так и тактических вопросов. Первоначально упор делался на военные способы экспорта революции, хотя мирные и полувоенные методы осуществления политики экспорта также использовались. Однако недовольство большинства мусульманских стран иранскими инициативами и политикой, а также неудачи в ирано-иракской войне, показали бесперспективность силовых методов распространения иранской, исламской революции. После прихода к власти в Иране умеренных консерваторов во главе с А.А. Хашеми-Рафсанджани, а потом и реформаторов во главе с С.М. Хатами концепция экспорта иранской исламской революции была существенно скорректирована. В целом внешняя политика Ирана приобрела более прагматичный характер, были восстановлены отношения со многими западными странами, нормализованы отношения с Саудовской Аравией. Концептуально концепция «экспорта революции» была заменена концепциями «диалога цивилизаций», «экспорта культурной революции» и «коалиции во имя мира – на основе справедливости». На деле связи Ирана с проиранскими силами и группировками в других мусульманских странах не были разорваны, а приобрели латентный характер.  Относительные неудачи реформ в стране, трудности в реализации ядерной программы, неспособность реформатов сдержать рост влияния в регионе Ближнего и Среднего Востока США и стран Запада, а потом и приход к власти в 2005 г. неоконсерваторов во главе с М. Ахмадинежада относительно реанимировало идею экспорта революции. Вновь прозвучали призывы к смене  политических режимов в некоторых странах, угрозы уничтожения еврейского государства, были в значительной степени реанимированы связи с проиранскими группами  в регионе и за его пределами. Однако последовавшие события в Ливане, Ираке и ситуация в Афганистане и других точках нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке, уровень отношений Ирана со странами Аравийского полуострова, Персидского Залива, с Пакистаном и Турцией показали, что политика поддержки подконтрольных Ирану сил носит больше антиамериканский характер и в целом антизападный, нежели преследует цель экспортировать в те или иные страны иранскую модель исламской республики. Это хорошо видно и на примере Ливана, где «Хезболла» легально участвует в мирном процессе и в политической системе. Так на последних парламентских выборах в Ливане в 2005 г. «Хезболла»  в рамках блока «Сопротивление и развитие»[1] получила 14 мест в Парламенте. Ирано-израильское противостояние хотя и приобрело более острый характер, однако и во времена С.М. Хатами ирано-израильские отношения нельзя было назвать сдержанными и уважительными. Более того, инициатива в Палестинском вопросе перешла к движению ХАМАС, которое связанно с организацией «Братья мусульмане» и никогда не было подконтрольно Тегерану. Обвинения Тегерана в поддержки экстремистских групп в Ираке и «Хезболлы» в ходе Ливано-Израильского конфликта имеют под собой место, но они применимы к Ирану, так же как и к целому рядку других стран мусульманского мира.  Большая часть претензий к Ирану со стороны мирового сообщества относятся в основном к вопросам внутренней политики и связанны с соблюдением прав человека и  ядерной программой. Последнее говорит о том, что Тегеран больше стремится к региональному лидерству, чем к экспорту модели государственного и общественного устройства, тем более что сама модель претерпела значительные изменения. 

Таким образом, можно констатировать, что проведение ИРИ политики экспорта иранской исламской революции оказало серьезное влияние на расклад сил в регионе Ближнего и Среднего Востока, в частности в таких странах как Ливан, Афганистан и некоторые другие. В то же время она носила ограниченный характер, так как в основном затронула те страны, где имелись большие шиитские общины и нестабильная политическая обстановка или велась гражданская война. Экспортирую революцию, Ирану удалось существенным способом обезопасить собственный политический режим от внутренних потрясений, получить контроль над некоторыми отдельными районами Ближнего и Среднего Востока. В то же время экспорт революции, особенно в первые годы, поставил Иран в достаточно сложное положение. Страна оказалась в изоляции как со стороны части мусульманского мира, в основном суннитского, так и стороны стран Запада. В целом следует признать политику экспорта иранской революции больше неудачной, чем успешной, хотя и неизбежной, как по своим причинам, так и по своим последствиям.



[1]Сам блок «Сопротивление и развитие», в который, помимо «Хезболлы», входят шиитское движение «Амаль» и Сирийская  национал-социалистическая партия,  получил 35 мест в Парламенте. Данные по: Ливан. Парламентские выборы 2005 г. // Электоральная география 2.0. – (http://www.electoralgeography.com   /ru/countries/l/lebanon/2005-legislative-election-lebanon.html); Lebanese general election, 2005 // Wikipedia. – (http://en.wikipedia.org/wiki/Lebanese_general_election%2C_2005).

 

Категория: Статьи | Добавил: vostokoved (08.04.2008) | Автор: Баутин Алексей Алексеевич
Просмотров: 6977 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1  
http://www.worldshardest-game.net coffee maker 3011069411 http://world-shardestgame.com

Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2017 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz