Идеологической основой внешней политики Ирана после иранской исламской революции является «шиитский панисламизм Хомейни (неошиизм)» Политическое содержание этой концепции – это «стремление к созданию великого всемирного исламского общества (то есть институционно оформленной исламской цивилизации) под эгидой Ирана путем экспорта исламской революции Хомейнистского образца». Данное стремление обосновывалось в начале 1980-х гг. в Иране тем, что руководство большинства мусульманских стран отошли от праведного мусульманского пути и погрязло в коррупции и ради материальной выгоды установили тесные связи с Западом и СССР. В соответствии с этим «обездоленные» мусульманские народы не могут и не должны полагаться на свои правительства в борьбе против Запада, а сами должны подняться на борьбу и установить «истинно исламское правление». Основу внешней политики неошиизма составляли, и во многом составляют до сих пор, ряд теоретических концепций и тезисов:
1. теория исламского интернационализма и единства всех мусульман;
2. тезис об особой миссии мусульман, роли ислама и Исламской Республики Иран (ИРИ);
3. теория перманентного характера исламской революции и экспорта ее в другие страны;
4. концепция антагонизма между «угнетенными (обездоленными)» и «угнетателями (высокомерными)» и разделение мира по оси «Север-Юг».
Теоретически концепция экспорта исламской иранской революции и концепция неошиизма была сформулирована еще в труде лидера иранской исламской революции и основателя исламской республики аятоллы Р. Хомейни «За исламское правительство» (1971 г.). По поводу экспорта исламской революции имам Хомейни говорил: «Мы должны поддерживать всех угнетенных мира. Мы должны приложить все свои усилия для экспорта принципов нашей революции на весь мир и отбросить мысль о том, что не будем экспортировать нашу революцию, так как ислам не ставит различия между мусульманскими странами и защищает всех угнетенных мира». А в обращении к иранским дипломатам в январе 1981 г. Хомейни говорил: «Вы должны активно работать, чтобы экспортировать нашу революцию туда, где вы находитесь. Экспорт революции означает, прежде всего, приход к власти обездоленных и устранение антинародных правительств». Юридически концепция экспорта исламской революции и исламский характер иранского государства были закреплены в Конституции страны. Так в ст.11. говорится: «В соответствии с аятом из Священного Корана, мусульмане считаются единым народом, правительство Исламской Республики Иран должно проводить свою генеральную политику на основании единства и солидарности исламских народов, а также стремиться к осуществлению политического, экономического и культурного союза в исламском мире».
В итоге политика экспорта иранской исламской революции активно осуществлявшая в первое десятилетия режима и действующая в своем модифицированном виде до сих пор преследует три группы целей:
1. Глобальная цель. Главная цель экспорта исламской революции было превращение ИРИ в «третью силу» мировой политики. Иран должен был стать предводителем всех угнетенных мусульманских народов в их борьбе против Запада и Востока и против тоталитарных арабских режимов;
2. Региональная цель. «На региональном уровне усилия были нацелены на завоевание Ираном господствующего положения на Ближнем и Среднем Востоке, особенно в зоне Персидского Залива за счет вмешательства в вооруженные конфликты, установления связей и координации действий с антиправительственными группировками, а также заблаговременного формирование в соседних странах подпольных экстремистских структур проиранской ориентации». Таким образом, вокруг Ирана должен был быть создан шиитский пояс безопасности. Данная идея имеет право на существование, не только точки зрения политики экспорта революции, но и в геополитическом и стратегическом плане. Дело в том, что основные нефтеносные районы Ближнего и Среднего Востока компактно заселены шиитскими общинами и действительно образуют некое подобие пояса безопасности. Соответственно контролирование этих районов открывает широкие возможности по реализации и проведению любых внешнеполитических треков, как на региональном, так и на международном уровнях.
3. Идеологическая цель, суть которой доминирование в области исламо-радикальной идеологии в исламском мире. Противопоставление идеологии неошиизма – саудовскому ваххабизму, просвещенному пакистанскому исламизму и другим исламистским идеологиям в мусульманском мире.
Сажин В.И. К вопросу о цивилизациях, исламе и войнах / В.И. Сажин // Ближний Восток и современность. Сборник статей (выпуск пятый) / отв.ред. Исаев В.А., Филоник А.О. – М.: ИИИиБВ, 1998. – С.212.
Цит по: Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока (Иран, Египет, Израиль, ОАЭ, Ирак) / Ф.И. Хачим. – М.: Изд-во РУДН, 2001. – С.123.
|